Оставьте заявку
на звонок
с Вами в ближайшее время

Ключевая задача газового узла — точное регулирование. Часто требуется не только стабилизировать давление, но и управлять расходом. В нашем кейсе мы решали эту проблему, подбирая тандем регулятора давления пилотного типа и запорно-регулирующих клапанов для газового узла DN100 PN25. Разделение этих функций — залог надёжной работы системы. Разберём типичные ошибки проектирования.
Инжиниринговая компания проектировала узел подготовки и распределения природного газа для промышленного объекта.
Условия эксплуатации:
- рабочая среда — природный газ;
- один типоразмер по трубопроводу: DN100 PN25;
- несколько ветвей с различными режимами по расходу и давлению;
- требование заказчика — минимизировать номенклатуру арматуры и ЗИП.
По опросным листам было видно, что на одном объекте требуется как регулятор давления газа, так и запорно-регулирующие клапаны. Задача заключалась в том, чтобы разделить функции оборудования и при этом сохранить простую схему эксплуатации для службы обслуживания.
Для стабилизации давления на двух участках узла были выбраны регуляторы давления газа «после себя» пилотного типа:
АТОМ-ATLANT-P 300 DN100 PN25
Данный регулятор работает по схеме «после себя»: поддерживают давление в выходной линии, редуцируя его с магистрального уровня до заданного диапазона. Величина перепада давления Δp = p₁ − p₂ учитывалась при выборе конструкции и диапазонов настроек.
Особенности применённых регуляторов давления пилотного типа:
- основное седло разгружено, управление потоками ведётся через пилот;
- исполнение НЗ (нормально-закрытое) — при пропадании управляющего сигнала регулятор акрывается;
- заданный класс герметичности IV по ГОСТ 9544-2015;
- работа в режимах редуцирования давления без перехода в критические скоростные и кавитационные режимы (для газа кавитация не является определяющим фактором, но перепады давления и шум учитывались при расчётах).
В данном кейсе многоступенчатое дросселирование внутри корпуса не требовалось, однако при больших перепадах (например, с 8,0 МПа до 0,2 МПа) такие схемы используются для ограничения скорости потока и снижения шума. Этот подход заложен в линейках регуляторов давления, ориентированных на высокие Δp.
Для участка, где требовалось управлять расходом газа, был применён ручной запорно-регулирующий клапан:
В отличие от регулятора давления, запорно-регулирующий клапан не поддерживает давление автоматически. Его задача — обеспечить требуемый расход и возможность ручной настройки режима.
Ключевые инженерные характеристики запорно-регулирующего клапана в контексте проекта:
- единый DN/PN с регуляторами давления (DN100 PN25);
- фланцевое присоединение с КОФ, совместимое с общей обвязкой узла;
- конструкция, допускающая стабильную работу при перепадах давления, заданных в опросном листе;
- возможность ручного дросселирования потока без перехода в критические режимы по скорости.
Таким образом, запорно-регулирующий клапан URAN H400 решает задачу по управлению потоком, тогда как регуляторы давления ATLANT P300 отвечают за стабилизацию выходного давления в своих ветках.
На рассматриваемом объекте регулятор давления и запорно-регулирующие клапаны выполняют разные функции:
Регуляторы давления ATLANT P 300 (пилотного типа)
- редуцирование давления с магистрального уровня до рабочих значений;
- поддержание давления «после себя» независимо от колебаний на входе в пределах допустимого Δp;
- автоматическая коррекция степени открытия при изменении расхода.
Запорно-регулирующий клапан URAN H400
- ручное управление расходом на одной из ветвей;
- возможность дросселирования для увязки реальных режимов работы с расчётными;
- выполнение запорной функции при необходимости отключения участка.
Выбор комбинации «регулятор давления +запорно-регулирующий клапан» на одном DN100 PN25 позволил:
- разделить задачи по давлению и расходу;
- использовать общий корпусный диаметр и PN для всей арматуры;
- унифицировать ЗИП и сократить номенклатуру запасных частей.
При проектировании аналогичных узлов редуцирования давления и регулирования потока часто возникают типовые ошибки. В данном кейсе они были учтены на стадии подбора оборудования.
1. Неправильная оценка Δp и режимов редуцирования
Ошибочный расчёт перепада давления может привести к выбору арматуры, работающей вблизи предельных режимов. В проекте Δp для регуляторов давления был рассчитан с запасом, что исключило работу в зоне потенциального критического течения.
2. Отсутствие многоступенчатого дросселирования при больших перепадах
При очень больших Δp требуется многоступенчатое дросселирование или каскад устройств. В данном случае перепады давления позволили применить одноступенчатую схему, однако при расчётах рассматривался сценарий увеличения входного давления и возможность перехода к многоступенчатым решениям.
3. Игнорирование фильтрации перед регулятором давления
Поскольку регуляторы давления чувствительны к загрязнениям, в проекте были предусмотрены фильтрующие элементы перед арматурой. Это важно для сохранения класса герметичности и ресурса седла.
4. Ошибочный выбор «до себя» вместо «после себя»
Для узла требовалось стабилизировать давление на выходе к потребителям, поэтому использованы регуляторы давления «после себя». Выбор «до себя» в такой конфигурации привёл бы к неустойчивому режиму.
5. Недооценка роли запорно-регулирующих клапанов
Иногда пытаются «повесить» на один регулятор давления и задачу стабилизации давления, и функцию регулирования расхода. В данном случае роль дросселирующего органа была явно отдана URAN H400, что упростило эксплуатацию и настройку узла.
Рассматриваемый кейс показывает, как на одном объекте могут совместно применяться регулятор давления газа пилотного типа и запорно-регулирующий клапан. Разделение функций между ATLANT P300 и URAN H400 позволило:
Для проектировщиков и эксплуатационных служб ключевой вывод заключается в необходимости рассматривать узел не как набор отдельных устройств, а как единую систему с распределёнными функциями: регулятор давления для стабилизации параметров и запорно-регулирующие клапаны для управления потоками.

Подписаться на рассылку
Технические обновления, кейсы, спецпредложения

Рассылка от "АЗ АТОМ"